Эпоха перемен века цифровизации

Сто пятьдесят лет назад привычному миропорядку был нанесён сокрушительный урон, имя которому индустриализация! Безработица, луддиты, массовые переселения людей из деревень в города. Что нас ждёт с приходом новой, цифровой эры? Будет ли это новая заря человечества или мы построим себе цифровой концлагерь?

Цифровизация — переход производства от традиционного планирования и моделей работы к моделям, основанным на информации и информационных технологиях. Конечно, компьютеры применялись в производстве и раньше — проектирование, инженерные расчёты, базы данных, коммуникации, сервисы и роботы, управляемые программой. Те же самые станки с ЧПУ.

Так что же изменилось сегодня, почему мы стали активно говорить именно о цифровизации предприятий как об отдельном явлении.

По моему мнению, цифровизация является эволюционным развитием компьютерных технологий, которые продолжают проникать во все сферы нашей деятельности. За последние десятилетия мощность вычислительных систем в сочетании с определенными математическими алгоритмами позволили получить интересные программные решения в области искусственного интеллекта и обработки больших данных.

Такие технологии позволяют строить решения с меньшим участием людей в производстве. Однако, несколько лет назад я был на одной известной фабрике краски в Финляндии — сотни типов краски различного предназначения. Все производство это 17 человек, отгружающее сотни тонн в месяц. Полностью автоматизированные линии, за которыми приглядывают бородатые финны в джинсах с подтяжками из ближайшей деревни. И при этом около 400 человек в разработке и продажах: химики, маркетологи, финансисты, менеджеры по продажам, управленцы. Можно ли говорить, что цифровизация уже наступила на этом предприятии? И да и нет.
Предприятие выстроило практически полностью автоматизированное производство, однако насколько автоматизированы внутренние управленческие процессы? Насколько оно эффективно в сравнение с конкурентами? Со слов наших гидов не настолько хорошо как хотелось бы, но это коммерческая тайна.

На отечественных предприятиях пока мы наблюдаем обратную картину — 10-15% управленческого и инженерного состава и значительное количество низкоквалифицированного персонала. Круглое таскаем, квадратное катаем, кривое обтачиваем на станках послевоенного производства. Все от главного инженера до фрезеровщика третьего разряда обложены инструкциями, ГОСТами, чертежами и даже там где они в электронном виде это по-прежнему «бумаги» — все то же, что и десятки лет назад, когда компьютеры были внедрены на предприятия.

Где грань этого перехода и есть ли она? Я считаю, что переход к цифровой модели предприятия осуществляется, когда управление бизнес-процессами идёт от информации в автоматизированном или полуавтоматизированном виде. На каждом этапе создания добавленной стоимости идёт постоянная оценка внутренних и внешних факторов, всей доступной информации и система динамически подстраивает производство под ситуации.

Поясню на примерах.

Производство автомобилей эпохи индустриализации:

  • проектируется автомобиль с определенными параметрами;
  • настраивается конвейер на производство таких автомобилей;
  • автомобили с конвейера поступают в салоны и продаются;
  • покупатели платят деньги и покупают или не покупают и уходят к конкурентам если автомобиль не попал в рынок.

Цикл занимает 5-7 лет при самом хорошем раскладе или десятки лет (картинка с ВАЗ классикой).

В настоящий момент производство значительно автоматизировано, и цепочка выстраивается, например так:

  • определяются потребности рынка и возможности покупателей из целевой аудитории;
  • Анализируются конкуренты и их ценовое предложение;
  • Определяется конечная стоимость автомобиля (линейки автомобилей), который будет производиться;
  • Проектируется платформа автомобиля (шасси, силовые агрегаты, электроника, программное обеспечение). Учитываются маркетинговые составляющие на рекламу, продвижение, акции. Стоимость разработки платформы — пара миллиардов долларов.
  • Организуется обратная связь автодилер — завод, позволяющая на производстве скомпоновать автомобиль под заказчика. Установить нужную электронику, пневмоподвеску, заводскую шумоизоляцию, спортивный выхлоп, электрорегулировку сидений, отображение эмблемы на асфальте при открывании двери водителя.
  • Некоторый набор типовых автомобилей и заказанные покупателем авто поступают в продажу.

Для платформы цикл остался 5-7 лет, однако для каждого конкретного экземпляра он сократился до 3-4 месяцев производства конкретной машины. Если мы не попали с платформой и компонентами в нашу целевую аудиторию, то завод терпит убытки — платформа никогда не окупится и не покажет нужных цифр продаж.
И вот дальше самое интересное. Как сделать так, чтобы цепочка подстраивалась под ситуацию на рынке, появление новых конкурирующих продуктов, новых технологий. Как предсказать потребность, которая возникнет через полгода и заранее подстроить производство под эту потребность?

Традиционно, этим занимались аналитики внутри компании. Люди, основывающие свои решения на анализе множества факторов вкупе с интуицией. Однако, у человеческого мозга есть пределы анализа больших информационных массивов. Просто потому, что он не может увидеть те или иные закономерности, понять как одни данные влияют на другие.
Современное развитие информационных систем позволяет посмотреть в глубину «озера данных» и выудить вожделенную рыбу конкурентного преимущества.

В настоящий момент «цифровизация» часто понимается и интерпретируется на уровне прошлого столетия, на уровне эпохи индустриализации: понаставить везде компьютеров, научить всех рабочих основам компьютерной грамотности и наступит всеобщее цифровое счастье…

Поспешу разочаровать. Не наступит.

Смысл цифровизации не в компьютерах и программах, а в изменении процессов производства и управления таким образом, что во главу угла ставится эффективность всех этапов создания дополнительной стоимости и управления этими процессами от информации.

Постепенно, цифровые технологии проникнут во все отрасли производства и сервиса. Точно так же, как индустриализация захватила мир, так и следующая ступенька эволюционного развития социума будет главенствовать везде.

Интернет вещей, технологии глубокого машинного обучения, облачные и туманные архитектуры вычислений в ближайшем десятилетии будут во всех потребительских устройствах вплоть до чайника. Производство, которое не поддержит этот тренд, будет погребено конкурентами. Конечно, останется военный сектор производства, там другие законы, другой рынок. Это не будет затронуто в ближайшее время, однако, рынок военных технологий и товаров тоже есть, а значит конкуренты будут использовать цифровые технологии в попытке получить преимущество на таких рынках.

Трудно говорить о горизонтах цифровой трансформации. Цифровые технологии дороги – необходимо вкладываться в исследования, разрабатывать программные продукты, содержать штат высокооплачиваемых специалистов. Да, это окупается сторицей, но вложения на начальном этапе огромны. Сильная экономика и развитые корпорации безусловно трансформируются раньше и получат еще больше конкурентных преимуществ. Слабые – будут проигрывать, не имея ресурсов вкладываться в инновационное развитие, будут терять клиентов, доходность, в конце концов весь бизнес. При этом нет гарантий возврата инвестиций в цифровые технологии, это далеко не панацея и не даёт 100% ответа как выиграть битву.

Очень много (как и всегда) зависит от людей – в первую очередь топ-менеджмента. Какие задачи поставит топ-менеджмент в эпоху цифровой трансформации, какие команды будут сформированы и какие ресурсы будут направлены на внедрение изменений. Любые изменения идут тяжело – это будет связано с ломкой бизнес-процессов, увольнениями людей, формированием новых структур и команд. Тем важнее сохранение фокуса на цель и поддержка топ-менеджмента.

Мы живём в уникальное время экономических и технологических изменений. После сотни лет плавного технологического развития человеческая цивилизация получила мощный ускоритель в виде информационных технологий. Но все ли сумеют им воспользоваться?

DocPlace 2019-04-26

Добавить комментарий