Профессия аналитика достаточно распространена в ИТ-секторе, и всё равно появляется достаточно много вопросов из разряда «Зачем нужен аналитик?» или «Чем занимается аналитик?» и даже «Кто такой аналитик?». Такие вопросы возникают не только у людей, не связанных с разработкой программного обеспечения, но иногда даже и внутри ИТ-компаний! Я уже 8 лет работаю аналитиком на различных проектах, и с уверенностью могу сказать, что трактовка этой роли в компаниях и командах может различаться, особенно, если они взяли аналитика просто потому что «так надо», без понимания его предназначения. В этой статье я хочу объединить стандарты и свой опыт, чтобы вкратце ответить на эти вопросы. Это будет интересно тем, кто хочет понять, нужен ли им на проекте такой человек, и что он должен делать, а также тем, кто недавно пошел или думает пойти в эту профессию.
Кто такой аналитик?
Уже несколько лет ИТ-сообщество ищет ответ на этот вопрос. Составляются своды знаний (см. BABOK), формируются стандарты, карты компетенций. Однако, это всё скорее даёт почву для обсуждения, чем точно и четко описывает границы должностных обязанностей. Любая попытка самоопределения аналитика в профсообществах может привести к длительному спору на эту тему, тем не менее, к некоторому общему знаменателю за эти годы прийти всё же удалось.
Начнем с того, что должностей аналитика достаточно много, и от этого может ограничиваться спектр его задач. Пожалуй, вот основные ипостаси аналитика в ИТ-проекте:
- бизнес-аналитик,
- системный аналитик,
- аналитик требований,
- UX-дизайнер,
- специалист по внедрению,
- аналитик данных,
- консультант по вопросам управления,
- аналитик процессов,
- владелец продукта.
Всех их объединяет одно: аналитик – это человек, который отвечает за выявление потребностей заинтересованных лиц и их отражение в том решении, которое принесет изменения в работу компании.
Хорошо нашу работу описывает шутка:
«Мы переводчики с русского на программистский и наоборот».
Чем занимается аналитик?
На разных проектах и в разных компаниях должностные обязанности аналитика, как мы помним, могут отличаться. Из опыта могу сказать, что наиболее часто функции аналитика можно свести к нескольким основным пунктам:
- Сбор информации из различных источников.
- Анализ этих данных и проверка достоверности.
- Обработка данных (гипотезы, тезисы, расчеты).
- Разработка предложений и стратегий для улучшения ситуации.
- Детализация требований и согласование их с заинтересованными сторонами.
- Консультации для других участников команды.
- Презентация готового решения.
В некоторых случаях (в зависимости от должности, роли и проекта) этих функций может становиться больше или меньше, поэтому немного расскажу, что чаще всего делают аналитики у нас в Консорциуме.
Начнем с того, что аналитик не может быть сам по себе, ценность он приносит только внутри команды:
В
нашей команде среди людей, напрямую причастных к разработке,
примерно четверть – аналитики
Если говорить о разработке ПО, то аналитики сопровождают весь процесс разработки решения: от предпроектного обследования, до передачи результата пользователям.
Аналитик следит, чтобы решение закрывало потребности пользователя
Зачем нужен аналитик?
От клиентов и в других компаниях я достаточно часто слышу вопрос «Да зачем нам вообще нужен аналитик?». Давайте посмотрим, чем отличается работа команды без аналитиков и с ними.
Благодаря аналитикам:
- Клиент знает, что его слышат, не упускает какие-то свои мысли, и понимает, что будет сделано. Нет такой проблемы, что «Я думал, что это очевидно, а вы не сделали!»
- Разработчик знает ожидания пользователей, он получает понятные для него ответы на вопросы по необходимым доработкам
- Тестировщик получает описание ожидаемого поведения продукта
- Руководитель проекта видит границы проекта, планирование работ упрощается
- Техническому писателю проще написать пользовательскую документацию, ведь известно, что реализовано, и как должно работать
Достаточно важно взглянуть на работу аналитика глазами руководителя:
Если сказать короче, то самая главная цель, которую должен ставить аналитик перед собой: снять боль пользователя и этим принести прибыль своей и его компании.
Для этого и нужны аналитики.
Михайлова Анна
Начальник отдела
интеллектуального анализа данных,
главный системный аналитик,
Консорциум «Кодекс»